Что такое AST?

Чтобы обеспечивать безопасность при перемещении и подъеме поддонов и паллет в складских помещениях, при формировании парка техники важно учитывать ряд параметров. Одним из ключевых показателей, на который стоит ориентироваться при выборе типа и модели машины, является AST.

Что из себя представляет AST

Термин AST произошел от английского right angle stacking aisle. Под данной величиной обозначают ширину прохода и проезда, нужную складской технике для безопасной транспортировки и штабелирования поддонов и паллет под углом 90 градусов к оси прохода. Этот параметр в одинаковой степени зависит от габаритов машин и от размеров обрабатываемого груза.

В каких случаях следует производить расчет AST?

Самый распространенный тип стеллажей в складской отрасли — фронтального типа. В этих условиях технике для укладывания или подъема грузов необходимо поворачиваться на 90 градусов.

От величины AST напрямую зависит количество стеллажей в помещении. Так, чем меньше ширина проезда, тем больше рядов штабелирования можно разместить, благодаря чему можно увеличить полезную емкость складской площади.

Не стоит забывать, что под AST подразумевается минимально допустимый промежуток между стеллажами, в условиях которого машина способна эффективно и вместе с тем безопасно обрабатывать конкретные грузы, обладающие определенными габаритами. Поскольку и машины, и грузы способны иметь совершенно различные габариты, расчет необходимо выполнять каждый раз перед вводом оборудования в эксплуатацию. Эта мера позволит избежать неприятных ситуаций, при которых выбранные модели будут не способны выполнять работу в конкретных условиях и помещениях.

К основным видам грузоподъемного оборудования, предназначенного для работы в условиях фронтальных стеллажных систем и способных разворачиваться на 90 градусов, относятся следующие машины:

Четырех- и трехопорные погрузчики

Ричтраки

Штабелеры, оснащенные опорными вилами

Штабелеры без опорных вил

Как производится расчет AST

Перед тем, как переходить непосредственно к формулам расчета AST для машин указанных типов, приведем определения общих основных понятий.

R0 — внешний радиус поворота крайней точки машины, когда выполняется разворот направо или налево, а рулевое колесо повернуто до упора.

R1 — внешний радиус поворота крайней точки паллеты, когда выполняется разворот направо или налево, а рулевое колесо техники повернуто до упора.

a — запас безопасности, равный 200 мм.

Of — дистанция от передней оси машины до спинки вил.

b — габариты груза по длине.

Wa — габариты груза по ширине.

E — дистанция от оси машины до центра вращения. Данный параметр используется только применительно к четырехопорным погрузчикам.

Рассмотрим ситуацию, когда обрабатывается европаллета с короткой стороны, длина которой составляет 1200 мм, AST будет таким:

Вид грузоподъемной техники Ast (мм) Высота подъема до (мм)
Четырехопорный погрузчик 3630 7000
Трёхопорный погрузчик 3335 7000
Ричтрак, управляемый оператором из положения сидя или стоя 2845 13500
Ричтрак, управляемый идущим рядом оператором или из положения стоя 2726 8000
Штабелер 2280 6500
Погрузчик, оснащенный шарнирно-сочлененной мачтой 1980 9140
Штабелер с трехсторонней обработкой груза 1650 14585

А теперь обратимся к правилам расчета AST для каждого из вышеперечисленных видов машин

Рассчитываем AST четырехопорного погрузчика с электрическим приводом при одинаковым показателях ширины груза и машины

Наиболее частой ситуацией при использовании четырехопорным моделей с паллетами стандартных размеров (800 х 1200 мм) при выполнении подбора по их длинной стороне является та, при которой Wa/2 ≤ E. В данном случае формула расчет ASTт выглядеть следующим образом:

Ast = R0 + Of + b + a

В качестве конкретного примера обратимся к указанным в теххарактеристиках параметрам погрузчиков грузоподъемностью 1,5 т ведущих мировых брендов. В итоге расчетов получаем следующую цифру:

Ast = 1810 + 420 + 1200 + 200 = 3630 мм 

Рассчитываем AST четырехопорного погрузчика в ситуации, при которой ширина обрабатываемого груза не намного больше ширины машины

Следующая ситуация, нередко возникающая в процессе выполнения складских операций, – работа с грузами, ширина которых немного превышает размеры погрузчика, а габариты выходят за центр вращения машины. Тогда Wa/2 > E, но при условии R0 > Wa/2 + E AST следующий:

Чтобы произвести расчет, обратимся к базовому курсу геометрии. Согласно всем известной теореме Пифагора, квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равняется сумме квадратов катетов.

Так, ориентируясь на данное правило, рассчитаем AST с грузом, длина которого составляет 1200 мм, ширина – 2000 мм, а E – 635 мм. В результате получаем следующий показатель:

Рассчитываем AST четырехопорного погрузчика с грузом, ширина которого в несколько раз больше ширины машины 

Теперь рассмотрим пример, при котором обрабатывается крайне широкий груз, а Wa/2 + E > R0. В данной ситуации радиус окружности, описываемой крайней точкой паллеты при совершении разворота на 90 градусов, значительно превышает внешний радиус поворота техники. Формула расчета AST будет следующей:

Возьмем машину с паллетой, длина которой составляет 1200 мм, а ширина – 3400 мм. Е также будет равняться 635 мм.

В результате получаем следующие цифры:

Рассчитываем AST трехопорного погрузчика с паллетой стандартного размера

Теперь перейдем к трехопорным моделям погрузчиков.

У данного вида техники центр вращения располагается на середине передней оси, из-за чего E = 0.

Формула расчета AST будет выглядеть так:

Расчет приведем на основе данных, указанных в технической документации трехопорных электрических погрузчиков грузоподъемностью 1,5 т. Так, применив формулы, получим следующий показатель:

Отметим, что если сравнивать трехопорный погрузчик с аналогичным четырехопорным, то при работе с европаллетой стандартных размеров AST в первом случае на 300 мм меньше.

Рассчитываем AST для трехопорного погрузчика при работе с широкими грузами

Как мы отметили выше, для трехопорных моделей Е=0. Из-за этого в случае обработки грузов с очень большой шириной и при соблюдении условия Wa/2 > R0, расчет AST будет производиться по той же формуле, что применяется для четырехопорных моделей при работе с аналогичными грузами:

Возьмем погрузочную машину с паллетой, чья длина составляет 1200 мм, а ширина 3400 мм.

Результат должен получиться следующим:

Так, в данном случае AST на 257 мм будет меньше, чем при работе аналогичного четырехопорного погрузчика с одинаковым по габаритам грузом.

Рассчитываем AST для ричтраков, обрабатываемых европаллету стандартных размеров

Ричтраки также, как и рассмотренные выше трехопорные погрузчики, характеризуются расположенным в центре оси грузовых колес центром вращения. Но использовать предыдущую формулу мы не можем ввиду ключевой особенности ричтраков. Речь идет о том, что у данного вида техники мачта с грузом задвигается в корпус машины, благодаря чему сокращается суммарная длина машины и груза и минимизируется AST.

Исходя из вышесказанного, AST ричтраков рассчитывается по следующей формуле:

Для расчета вновь обращаемся к теххарактеристикам ричтраков грузоподъемностью 1,6 т, управляемых оператором, сидящим в кабине. В итоге получаем следующий показатель AST:

Если обрабатывается длинномерный груз, то расчет AST производится по схеме, применяемой для трехопорных погрузчиков с широким грузом. Так, необходимо сложить 1⁄2 длины груза, R1 и запас 200 мм.

Рассчитываем AST ричтраков, управляемых из положения стоя

Формула расчета AST для ричтраков с пешим положением аналогична приведенной выше.

Но поскольку габаритные размеры у таких моделей меньше, то и AST тоже будет меньше.

Рассмотрим на конкретном примере:

Виды техники, предназначенной для уменьшения AST

Среди складской техники выделяют несколько типов машин, для которых свойственны минимальные показатели AST

Так, штабелеры, оснащенные опорными вилами, используются исключительно для обработки европаллет только с узкой стороны, так как ввиду малого веса и габаритов при работе с другими грузами может возникнуть риск опрокидывания. В связи с этим в технических характеристиках машин этого типа AST всегда неизменно и составляет приблизительно 2280 мм. Если расчет ведется с учетом подножки, то и AST возрастает на величину длины подножки.

Погрузчики, оснащенные шарнирно-сочлененной рамой, при работе между стеллажами не разворачивается, а только поворачивают мачту с закрепленным на ней грузом. Такой принцип работы помогает снизить AST без риска создания аварийно опасных ситуаций.

Наименьший показатель AST, начинающийся от 1600 мм, демонстрируют штабелеры с трехсторонней обработкой. Данная техника используется исключительно при работе с европаллетами и только на покрытиях высокого качества. Вместо того, чтобы разворачивать груз в проезде, данная машина сдвигает и выдвигает его со стеллажей с правой или с левой стороны.


Вернуться к списку новостей