Чтобы обеспечивать безопасность при перемещении и подъеме поддонов и паллет в складских помещениях, при формировании парка техники важно учитывать ряд параметров. Одним из ключевых показателей, на который стоит ориентироваться при выборе типа и модели машины, является AST.
Термин AST произошел от английского right angle stacking aisle. Под данной величиной обозначают ширину прохода и проезда, нужную складской технике для безопасной транспортировки и штабелирования поддонов и паллет под углом 90 градусов к оси прохода. Этот параметр в одинаковой степени зависит от габаритов машин и от размеров обрабатываемого груза.
Самый распространенный тип стеллажей в складской отрасли — фронтального типа. В этих условиях технике для укладывания или подъема грузов необходимо поворачиваться на 90 градусов.
От величины AST напрямую зависит количество стеллажей в помещении. Так, чем меньше ширина проезда, тем больше рядов штабелирования можно разместить, благодаря чему можно увеличить полезную емкость складской площади.
Не стоит забывать, что под AST подразумевается минимально допустимый промежуток между стеллажами, в условиях которого машина способна эффективно и вместе с тем безопасно обрабатывать конкретные грузы, обладающие определенными габаритами. Поскольку и машины, и грузы способны иметь совершенно различные габариты, расчет необходимо выполнять каждый раз перед вводом оборудования в эксплуатацию. Эта мера позволит избежать неприятных ситуаций, при которых выбранные модели будут не способны выполнять работу в конкретных условиях и помещениях.
К основным видам грузоподъемного оборудования, предназначенного для работы в условиях фронтальных стеллажных систем и способных разворачиваться на 90 градусов, относятся следующие машины:
Четырех- и трехопорные погрузчики
Ричтраки
Штабелеры, оснащенные опорными вилами
Штабелеры без опорных вил
Перед тем, как переходить непосредственно к формулам расчета AST для машин указанных типов, приведем определения общих основных понятий.
R0 — внешний радиус поворота крайней точки машины, когда выполняется разворот направо или налево, а рулевое колесо повернуто до упора.
R1 — внешний радиус поворота крайней точки паллеты, когда выполняется разворот направо или налево, а рулевое колесо техники повернуто до упора.
a — запас безопасности, равный 200 мм.
Of — дистанция от передней оси машины до спинки вил.
b — габариты груза по длине.
Wa — габариты груза по ширине.
E — дистанция от оси машины до центра вращения. Данный параметр используется только применительно к четырехопорным погрузчикам.
Рассмотрим ситуацию, когда обрабатывается европаллета с короткой стороны, длина которой составляет 1200 мм, AST будет таким:
Вид грузоподъемной техники | Ast (мм) | Высота подъема до (мм) |
---|---|---|
Четырехопорный погрузчик | 3630 | 7000 |
Трёхопорный погрузчик | 3335 | 7000 |
Ричтрак, управляемый оператором из положения сидя или стоя | 2845 | 13500 |
Ричтрак, управляемый идущим рядом оператором или из положения стоя | 2726 | 8000 |
Штабелер | 2280 | 6500 |
Погрузчик, оснащенный шарнирно-сочлененной мачтой | 1980 | 9140 |
Штабелер с трехсторонней обработкой груза | 1650 | 14585 |
А теперь обратимся к правилам расчета AST для каждого из вышеперечисленных видов машин
Наиболее частой ситуацией при использовании четырехопорным моделей с паллетами стандартных размеров (800 х 1200 мм) при выполнении подбора по их длинной стороне является та, при которой Wa/2 ≤ E. В данном случае формула расчет ASTт выглядеть следующим образом:
В качестве конкретного примера обратимся к указанным в теххарактеристиках параметрам погрузчиков грузоподъемностью 1,5 т ведущих мировых брендов. В итоге расчетов получаем следующую цифру:
Следующая ситуация, нередко возникающая в процессе выполнения складских операций, – работа с грузами, ширина которых немного превышает размеры погрузчика, а габариты выходят за центр вращения машины. Тогда Wa/2 > E, но при условии R0 > Wa/2 + E AST следующий:
Чтобы произвести расчет, обратимся к базовому курсу геометрии. Согласно всем известной теореме Пифагора, квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равняется сумме квадратов катетов.
Так, ориентируясь на данное правило, рассчитаем AST с грузом, длина которого составляет 1200 мм, ширина – 2000 мм, а E – 635 мм. В результате получаем следующий показатель:
Теперь рассмотрим пример, при котором обрабатывается крайне широкий груз, а Wa/2 + E > R0. В данной ситуации радиус окружности, описываемой крайней точкой паллеты при совершении разворота на 90 градусов, значительно превышает внешний радиус поворота техники. Формула расчета AST будет следующей:
Возьмем машину с паллетой, длина которой составляет 1200 мм, а ширина – 3400 мм. Е также будет равняться 635 мм.
В результате получаем следующие цифры:
Теперь перейдем к трехопорным моделям погрузчиков.
У данного вида техники центр вращения располагается на середине передней оси, из-за чего E = 0.
Формула расчета AST будет выглядеть так:
Расчет приведем на основе данных, указанных в технической документации трехопорных электрических погрузчиков грузоподъемностью 1,5 т. Так, применив формулы, получим следующий показатель:
Отметим, что если сравнивать трехопорный погрузчик с аналогичным четырехопорным, то при работе с европаллетой стандартных размеров AST в первом случае на 300 мм меньше.
Как мы отметили выше, для трехопорных моделей Е=0. Из-за этого в случае обработки грузов с очень большой шириной и при соблюдении условия Wa/2 > R0, расчет AST будет производиться по той же формуле, что применяется для четырехопорных моделей при работе с аналогичными грузами:
Возьмем погрузочную машину с паллетой, чья длина составляет 1200 мм, а ширина 3400 мм.
Результат должен получиться следующим:
Так, в данном случае AST на 257 мм будет меньше, чем при работе аналогичного четырехопорного погрузчика с одинаковым по габаритам грузом.
Ричтраки также, как и рассмотренные выше трехопорные погрузчики, характеризуются расположенным в центре оси грузовых колес центром вращения. Но использовать предыдущую формулу мы не можем ввиду ключевой особенности ричтраков. Речь идет о том, что у данного вида техники мачта с грузом задвигается в корпус машины, благодаря чему сокращается суммарная длина машины и груза и минимизируется AST.
Исходя из вышесказанного, AST ричтраков рассчитывается по следующей формуле:
Для расчета вновь обращаемся к теххарактеристикам ричтраков грузоподъемностью 1,6 т, управляемых оператором, сидящим в кабине. В итоге получаем следующий показатель AST:
Если обрабатывается длинномерный груз, то расчет AST производится по схеме, применяемой для трехопорных погрузчиков с широким грузом. Так, необходимо сложить 1⁄2 длины груза, R1 и запас 200 мм.
Формула расчета AST для ричтраков с пешим положением аналогична приведенной выше.
Но поскольку габаритные размеры у таких моделей меньше, то и AST тоже будет меньше.
Рассмотрим на конкретном примере:
Среди складской техники выделяют несколько типов машин, для которых свойственны минимальные показатели AST
Так, штабелеры, оснащенные опорными вилами, используются исключительно для обработки европаллет только с узкой стороны, так как ввиду малого веса и габаритов при работе с другими грузами может возникнуть риск опрокидывания. В связи с этим в технических характеристиках машин этого типа AST всегда неизменно и составляет приблизительно 2280 мм. Если расчет ведется с учетом подножки, то и AST возрастает на величину длины подножки.
Погрузчики, оснащенные шарнирно-сочлененной рамой, при работе между стеллажами не разворачивается, а только поворачивают мачту с закрепленным на ней грузом. Такой принцип работы помогает снизить AST без риска создания аварийно опасных ситуаций.
Наименьший показатель AST, начинающийся от 1600 мм, демонстрируют штабелеры с трехсторонней обработкой. Данная техника используется исключительно при работе с европаллетами и только на покрытиях высокого качества. Вместо того, чтобы разворачивать груз в проезде, данная машина сдвигает и выдвигает его со стеллажей с правой или с левой стороны.